Сараптама

Экстремизм с женским лицом

Cерикбол БИЛЯЛОВ,

эксперт по религий

 В современном мире экстремизм не имеет ярко выраженную половую принадлежность, если ранее в военных конфликтах участвовали только мужчины, то в настоящее время их активно подменяют как подростки, так и женщины. При слове «экстремист» представляется лицо мужского пола, но сейчас данное представление теряет свою актуальность. Появилось новейшее направление — женский экстремизм, ряд экспертов предлагают введение понятия «детский экстремизм», после случаев использования террористами детей в качестве смертников-подрывников.

В настоящее время тенденция феминизации экстремизма наблюдается на глобальном уровне. Участились случаи участия женщин в террористических актах и экстремистских действиях. Подобной участь не миновало и Казахстан, несмотря на тот факт, что наши женщины в большинстве случаев вынужденно уезжали в «горячие точки» вслед за своими мужьями, то отдельные представительницы убыли по собственной инициативе и охотно участвовали в пропаганде терроризма.

 

История зарождения женского терроризма

  Использование женщин в террористической деятельности изначально было малозаметным, их могли использовать для сбора информации, создания и содержания тайников, в качестве связных и т.д.

В дальнейшем женщин активно использовали как военнослужащих при формировании новых воинских частей, на примере отрядов непальских маоистов и «Рабочей партией Курдистана», последние продолжают традиции формирования сугубо женских батальонов, которые сражались в т.ч. против боевиков ИГИЛ в Сирии и Ираке.

Однако со временем отдельные экстремистские и террористические организации начали использовать женщин в качестве смертниц со взрывчаткой. Одним первых случаев использования женщин-смертниц стали теракты в Ливане против израильских военнослужащих, в дальнейшем подобные теракты с участием женщин произошли в Палестине и Турции.

Единственной организацией в практике, использующей женщин в качестве смертниц-подрывников остается террористическая группировка «Боко Харам» в Нигерии. В настоящее проблема активного участия женщин в террористической деятельности крайне мало изучена.

 

Особенности женского терроризма

 Начало XX века ознаменовалась активным участием женщин в террористической деятельности. Многие эксперты по-своему объясняли эти причины. Одни склонны полагать, что женщин толкает на этот роковой шаг неудовлетворенность своей женской судьбой, другие считают, что в большинстве случаев женщины менее всего интересуются политическими и идеологическими идеями. В большей степени подобные участники сражаются и зачастую гибнут не «во имя», а «против» и «за»: против низкого статуса женщины в их семьях и обществах, против властей, которые нанесли персональное оскорбление или совершили преступление против их близких. Большинство подобных женщин происходят из стран Ближнего Востока.

В отдельных случаях те женщины которые участовали в терактах в качестве псмертниц-подрывников, были вдовами и женами убитых боевиков, которые под влиянием вербовщиков принималии решение мстить за смерть своих близких, убитых в результате антитеррористических операции силовиков.

По мнению психологов, женская агрессия крайне трудно поддается трансформации или лечению. Женщина уступает мужчине по физическим данным, однако может превзойти первого по своим природным психологическим возможностям. Поэтому они представляют хороший материал для вербовщиков террористических организации. Еще в 2018 году директор ФСБ Александр Бортников заявил о росте «масштабов возвращения по гуманитарным каналам из зон вооруженных конфликтов жен и вдов боевиков, в том числе с малолетними детьми». И добавил: «не секрет, что эти женщины и даже дети используются главарями террористов в качестве вербовщиков, террористов-смертников либо исполнителей терактов, а также связников».

 

Проблема возвращения на «жен Халифата» на Родину

 После разгрома основных сил международной террористической группировки ИГИЛ в Сирии, мир столкнулся с проблемой большого числа беженцев из числа семей боевиков ИГИЛ, в лице жен и детей.

По оценке ЮНИСЕФ, в Сирии сейчас находится порядка 29 тысяч детей иностранных боевиков ИГИЛ, и большинству из нет и 12 лет.

По сообщению Сирийских демократических сил после разгрома остатков боевиков, в Багузе более 1300 террористов и членов их семей сдались в плен.

Международная коалиция столкнулась с проблемой содержания большого количества беженцев, организации их питания, размещения. Основной темой обсуждения стал вопрос репатриации жен и детей ИГИЛ, в т.ч. проблемы с отсутствием документов детей, рожденных на сирийско-иракской зоне.

Одним из первых стран кто активно занялся репатриацией детей и женщин была Российская Федерация (Чечня и Дагестан), при этом субъекты РФ действовали по-своему, если уроженки Чечни по возвращению оставались на свободе, то дагестанок задерживали уже в аэропорту для выяснения обстоятельств их деятельности в Сирии.

Второй страной в СНГ по количеству вывезенных граждан из сирийско-иракской зоны стал Казахстан в лице 137 женщин, 357 несовершеннолетних. Узбекистан стал третьим по счету государством в Центральной Азии, вывезшим с Ближнего Востока своих граждан. 30 мая т.г. спецрейс доставил в Ташкент 156 граждан. Таджикистан также в этом году эвакуировал 114 своих граждан. Власти Кыргызстана в сентябре т.г. заявили о планировании проведения операции по возвращению женщин и детей из зоны боевых действий. В это время в европейских странах до сих пор нет четкой позиции по отношению к репатриации своих граждан из лагерей в Сирии (Аль-Хавл и др.). Такие страны как, Германия, Франция, Нидерланды, Австрия, Бельгия категорически высказались против возвращения домой своих граждан, выехавших в разное время в Сирию. Власти этих стран предлагают ввести запрет своих граждан на въезд на родину, лишения права на получение консульской помощи.

К примеру британское министерство внутренних дел лишило Шамима Бегум (жена боевика ИГИЛ) британского гражданства и права на возвращение во Великобританию, несмотря на протесты ее родителей. По закону, подобное решение может быть принято главой МВД ввиду общественной опасности гражданина и только при условии, что лишенный не останется лицом без гражданства.

Швейцария объяснила свой отказ принимать граждан, отсутствием доказательной базы участия в террористической деятельности и предпочитает, чтобы ее граждан судили на месте – в Сирии и Ираке.

Германия ведет разработку правовой базы по лишению гражданства лиц, которые выехали на подконтрольную ИГИЛ территорию.

 

Есть ли опасность для общества?

 По мнению экспертов, основном женщины закладывают радикальные взгляды своим детям, воспитывая новое поколение террористов. Они формируют у своих чад критические взгляды на нерушимые устои светского государства, принуждают детей к ношению платка, и ребенок не имеет права отказать своим родителям.

Кроме того, многие сомневаются в результатах реабилитационной работы ввиду отсутствия методик эффективности подобных курсов, помимо того, что уехавшие женщины длительное время находившиеся на территории МТО, а значит впитали их радикальную идеологию и могут втайне привить их своих детям.

Однозначно отказ от возвращения такого контингента чревато большими опасностями в будущем. По мнению ряда исследователей, отказ от возвращения не замешанных в боевых действиях жен и детей боевиков приведет к дальнейшей радикализации и в будущем станут почвой для пополнения рядов боевиков новыми кадрами.

Очевидно одно, будущее покажет правильность или ошибочность принятого решения по эвакуации граждан из зон боевых действий.

Редакция Kazislam.kz

 

Осы айдарда

error: Көшіруге болмайды!! Барлық құқығы қорғалған
Close