Көкейкесті

Расточительные похороны

Актюбинские ученые и духовенство призывают общественность отказаться от обычаев нового формата и надуманных обрядов во время проводов усопшего в последний путь.

В первую очередь, это касается такого ритуала, как қонақасы (поминальный ужин накануне похорон). По словам профессора Казахско-Русского международного университета, кандидата исторических наук Бактыбая Утемисова, казахи проводили его дома для тех, кто приезжал из отдаленных мест, дальних аулов. Для них нужно было устроить ужин и ночлег. Зачастую в нем участвовали родственники, соседи.

– Но в течение последних десятилетий қонақасы стали проводить в ресторанах, кафе с приглашением огромного количества людей, которые завтра еще должны прийти на проводы покойника и на садақа. Не говоря уже о немалых затратах, семья покойного, потерявшая родного человека и находится в трауре, еще должна накрыть богатый дастархан для огромного количества людей, да еще в регламентированное время, – недоумевает Бактыбай Утемисов. – Уритуала қонақасы есть еще одна, весьма деликатная, можно сказать, морально-психологическая сторона. У казахов есть слова «оң жақта жатыр», то есть покойник еще лежит рядом. И вот в такой ситуации устраивать застолье, да еще в ресторанах. Считаю, это не укладывается ни в какие морально-нравственные рамки. Подобных ритуалов сегодня нет у мусульман других стран: арабов, тюрков, татар, узбеков и т.д.

–Проведение конак­асы в ресторане – это неправильно! – подчеркивает заведующий кафедрой ЗКМУ имени М.Оспанова, доктор философских наук Алтай Тайжанов. – Конакасы дается дома, когда покойный еще не похоронен. Почему дома? Он посвящается тем, кто всю ночь стережет покой усопшего. К тому времени подоспеют и родственники издалека. Можно колоть живность и ночью. Здесь же, во время конакасы, решаются организационные вопросы похорон.

А у нас конакасы проводят в ресторанах, куда народа приходит больше, чем на похороны. Выйдя с работы вечером, люди сразу идут в ресторан, хотя у нас ведь всегда было принято выражать соболезнование в доме покойного. Вот и получается, что людям достаточно формально отметиться в ресторане, а не проводить покойного в последний путь…

По мнению ученых, в угоду всевозможным веяниям в последние годы среди казахских мусульман появилось большое количество надуманных, не основанных ни на шариате, ни на Коране обрядов. К примеру, раньше у казахов для оказания почестей покойнику существовали веками сложившиеся традиции: «жетісі», «қырқы», «жүзі», «жылы». Все они проводились дома, в семье умершего, в кругу родственников и близких. Такие обряды особенно большое воспитательное значение оказывали на детей. Теперь же садақа проводятся непременно в ресторанах и кафе, с немалыми затратами, приглашением большого количества людей. В числе организаторов и люди небольшого достатка.

– Знаю немало таких, которые влезли в долги, кредиты. Многие из них, возможно, искренне убеждены, что такова установка Всевышнего. Но большинство проявляют приверженность к этому обряду потому, что так делают все, чтобы не отставать от всех, следовать толпе, – говорит Бактыбай Утемисов. – Все мы хорошо понимаем, что память об ушедшем из жизни дорогом родственнике священна. Но беда в том, то в этих ритуалах, обрядах, обычаях, сопровождаемых показательными застольями, исчезают духовность, душевность. Часто после садақа от наших сородичей приходится слышать такие разговоры: «на нашем садақа было 200 человек»; «а на нашем садақа было 250 человек». То есть на первый план выходит элемент соперничества: кто смог больше.

– Возможно, все это следствие эйфории от приобретенной свободы вероисповедания, которой не было у наших сородичей в течение последнего столетия. Тогда тем более всем приверженцам ислама надо соблюдать чувство меры, не переходить рамки разумного, свято сохранять благоразумие и рациональность в духовной жизни, – советует историк.

Меню на садака

Хочется добавить, что тема чрезмерно обильных поминальных дастарханов не раз поднималась в стране, поэтому руководство ДУМК утвердило специальное меню с минимумом блюд. В первое время актюбинцы придерживались его, но затем все вернулось на круги своя. По словам главного имама Актюбинской области Толеби Оспана, после введения единого меню число желающих дать садака в столовой областной центральной мечети «Нұр-ғасыр» резко сократилось.

– Дошло до того, что работники столовой обратились ко мне с просьбой накрывать дастархан по желанию клиента. Естественно, я им ответил, что если мы пойдем на попятную, то как будем требовать соблюдения меню от владельцев кафе и ресторанов, бизнес-структур? В итоге сейчас у нас заказов становится все больше. Правоверные начали понимать, что ислам не поощряет излишние траты, – говорит главный имам областной центральной мечети «Нұр-ғасыр».

Абат КАРАТАЕВ,

собственный корреспондент,

Актюбинская область

 

 

Осы айдарда

error: Көшіруге болмайды!! Барлық құқығы қорғалған
Close