Сараптама
Захватить журналистов для большего резонанса планировали в 2018 году радикалы из Уральска
В июне 2018 года в Уральске сотрудниками Комитета национальной безопасности была проведена крупная спецоперация, в результате которой им удалось задержать членов радикальной религиозной ячейки, которая планировала серию терактов. Их главной целью должны были стать сотрудники правоохранительных органов и… журналисты. Ответ на вопрос о том, зачем экстремистам понадобились последние, дало расследование, о котором рассказывает колумнист SPUTNIK Казахстан Александр Мироглов.
История одного вора
Жунисбек Жамалов, будучи еще совсем молодым человеком, свое воспитание получил на улицах Атырау. Дурная компания, в которую он попал, быстро сформировала его личность. Не желая честно трудиться, подворовывая, затеивая разборки и драки молодой человек стал частым «гостем» отделов полиции. Это и стало причиной его ненависти к стражам порядка, которые не давали ему жить так, как хочется.
При вынесении приговора судья принял во внимание тот факт, что у Жунисбека были престарелые родители и им требовались постоянные уход и внимание. Учитывая тот факт, что на серьезном преступлении Жамалов погорел впервые, его признали виновным, но свободы решили не лишать в надежде, что он одумается и начнет новую жизнь.
Увы, но такое решение молодой человек посчитал скорее слабостью государства, нежели актом гуманизма и своим прежним привычкам не изменил. Шло время, а Жунисбек так и не устроился на постоянную работу, перебиваясь случайными подработками и, как прежде, мелкими кражами. А все свободное время проводил дома, бесцельно «болтаясь» по просторам мировой паутины. Бесцельно до тех пор, пока случайно не наткнулся на видеоролики псевдосалафитских «шейхов», которые пропагандировали установки Исламского государства*.
Смена идеологии
То, что Жамалов изо дня в день слышал из уст проповедников, пришлось ему по душе. Теперь он точно знал, что его враги – это те, кто исповедует традиционный Ислам и другие религии. И даже атеисты. Но главной целью стали сотрудники правоохранительных органов. Ведь именно они не давали таким, как Жамалов «истинным мусульманам», установить свою власть и свои правила.
Серые и скучные будни Жамалова закончились тогда, когда ему удалось познакомиться с Толегеном Кариевым. Последний был рецидивистом и долгие годы провел в местах заключения. Именно там он стал сторонником нетрадиционного ислама и, как и Жунисбек, мечтал изменить мир согласно своим убеждениям.
Новые друзья стали часто встречаться, обсуждать идеи, которые почерпнули из лекций зарубежных проповедников и неизменно восхищались их борьбой. А вскоре нашли еще одного сподвижника – также одержимого радикальными идеями Жаната Боранова.
Боранов мечтал стать полноправным членом новой ячейки. А потому, чтобы заслужить уважение и получить одобрение своих новых друзей, однажды на глазах у них избил пожилого имама, который пытался наставить его на праведный путь и даже помочь с работой.
Пора действовать
«Поступок» своего нового знакомого Жамалов и Кариев оценили и приняли в свой круг. Но дальше в жизни троицы опять наступил застой. Кто-то продолжал работать за невысокую зарплату, другие по мелочи подворовывали, но при этом стабильно собирались для того, чтобы послушать очередные сетевые проповеди и обсудить «святую» борьбу с неверными. Так продолжалось до 2018 года.
В очередной раз собравшись за ужином, Жамалов, Кариев и Боранов решили, что пришло время переходить к активным действиям и на деле доказать свою приверженность идеалам Исламского государства*. Однако для задуманного трех человек, по их мнению, было слишком мало. Тогда они и решили расширить свою ячейку, которую назвали ни много, ни мало – «Халифат».
Своих новых соратников из числа верующей молодежи радикалы подыскивали возле мечети. При этом они отдавали предпочтение физически крепким парням, большинство из которых совсем недавно приехали в большой город из поселков области. Боранов, который лично подбирал рекрутов, прекрасно понимал, что ребят с неокрепшими убеждениями и неглубокими знаниями канонов ислама завербовать будет довольно просто.
Уже после двух-трех встреч, убедившись в том, что молодые люди выбрали нужный путь, Боранов доставлял рекрутов к Жамалову. Именно последний уже открыто и настойчиво начинал вдалбливать в их головы идеи «Священного джихада».
На то, чтобы укрепить ячейку соратниками, ушло несколько месяцев. В нее вошли еще пятеро молодых людей. И уже в мае 2018 года она была полностью готова к тому, чтобы объявить войну всем, кто не согласен с их убеждениями.
Жамалов, имевший за плечами уголовный опыт и обладающий даром убеждения, легко добился того, что его единогласно избрали главой ячейки. С тех пор, дав клятву в верности, и старые и новые члены ячейки беспрекословно ему подчинялись. И, первое, чего он потребовал от своих сторонников – достать оружие.
К чему готовились радикалы
С того момента, как радикальная ячейка была полностью сформирована, Жамалов стал более осторожным. Его методы конспирации порою походили на паранойю. Теперь о следующем месте и времени встречи своих сторонников он не предупреждал заранее. Эти вопросы согласовывались за час-полтора до сходки строго по телефону.
Идеи джихада, обильно приправленные уголовными принципами и воровскими понятиями, у подчиненных Жунисбека сомнений не вызывали. Но максимальный эффект на них производили видеоролики с казнями, которые проводили боевики Исламского государства*. То, что они расправлялись в основном с мирными жителями, никого из его сподвижников не трогало.
Окончательно уверившись в том, что члены его ячейки готовы действовать, и зная, что в тайнике уже спрятаны два обреза ружей с патронами, Жамалов стал разрабатывать план дальнейших действий. От тех, по которым действовали его предшественники, ранее задержанные в разных регионах страны, он отличался мало.
Первоочередной задачей было ограбление или похищение крупных бизнесменов с целью получить стабильную материальную базу. На вырученные деньги террористы намеревались приобрести автоматическое оружие. Его Жамалов считал ключом к успеху при планируемых нападениях.
Согласно его дальнейшим планам, члены ячейки должны были разделиться на три группы и одновременно совершить атаки на здания, в которых располагались силовые структуры Уральска. А еще одной из задач, поставленных Жунисбеком своим бойцам, был захват журналистов, которые неминуемо появятся на местах совершения нападений. Это, по его мнению, должно было вызвать гораздо больший общественный резонанс, чем простая стрельба по силовикам.
Сработать на упреждение
В тот момент, когда радикалы усердно готовились к тому, чтобы воплотить свой план в жизнь, они уже находились в плотной разработке сотрудников Комитета национальной безопасности. Последним был известен каждый шаг террористов и все их намерения. Понимая, что подозреваемые в любой момент могут начать действовать, было принято решение произвести их захват.
Улики, доказывавшие серьезность намерений задержанных, оперативники и спецназ обнаружили в квартирах, где проживали радикалы. Помимо оружия и боеприпасов, там была найдена и большая «библиотека» экстремистской литературы, как печатной, так и на электронных носителях.
К моменту начала тщательного расследования деятельности уральской террористической ячейки у следователей было достаточно доказательств того, что задержанные готовили атаки, а потому свою вину отрицать было бессмысленно. А вот попытаться переложить большую ее часть на своих соратников пытался каждый из преступников. Но и это было бесполезно. Благодаря материалам оперативной разработки, сотрудникам КНБ была досконально известна роль каждого.
В суд материалы по деятельности радикальной ячейки, возглавляемой Жамаловым, поступили по трем статьям Уголовного кодекса. Их обвиняли в подготовке акта терроризма, пропаганде терроризма и в создании и руководстве террористической группировки, а также участии в ней.
В итоге, суд приговорил Жамалова и Боранова к тринадцати, а Кариева — к двенадцати с половиной годам лишения свободы. Остальные пять участников террористической ячейки получили от трех до пяти лет заключения.
(Имена и фамилии участников событий изменены)
Исламское государство* — террористическая организация, запрещенная на территории Казахстана, России и ряде других стран