Сұқбат
Ольга Гайко: Религиозные течения идут в «онлайн»
Кazislam.kz. В период пандемии была практически приостановлена деятельность культовых сооружений и религиозных субъектов. Однако резко активизировалась религиозная деятельность онлайн. Как широко представлены казахстанские религиозные объединения в Интернете, кто активен в соцсетях мы решили уточнить у отечественного эксперта и религиоведа Ольги Гайко.
— Какие религиозные организации и течения активны в Казнете?
— Конфессиональная палитра Казахстана многообразна.
В стране зарегистрировано 3816 религиозных объединений, которые представляют 18 конфессий. Практически у каждого религиозного объединения есть если не собственный сайт то, как минимум имеется пара аккаунтов в популярных социальных сетях и мессенджерах (Instagram, Facebook, Telegram, YouTube).
Например, только на «@muftiyatkz» – один из аккаунтов Духовного управления мусульман Казахстана в Instagram подписано свыше 249 тысяч пользователей.
Руководители религиозных объединений, проповедники нередко имеют собственные аккаунты и каналы, в которых делятся с подписчиками новостями, наставлениями, молитвами и историей служения. К примеру, на личный аккаунт в Instagram Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра подписано 4267 человек.
Добавьте к этому уже привычные групповые чаты в WhatsApp, официально зарегистрированные электронные СМИ религиозных объединений, мобильные приложения для изучения священных книг с миллионными скачиваниями и вы получите представление об активности религиозных объединений.
Частота публикаций, разнообразие формата и качество контента религиозных объединений отличаются даже внутри одной конфессии и деноминации. Легче сказать, какие зарегистрированные в Казахстане религиозные объединения сейчас не представлены «онлайн». В популярных социальных сетях минимальна активность казахстанских меннонитских церквей (в Казахстане зарегистрировано 4 местных религиозных объединений меннонитов), Церкви объединения (муниты), буддистских общин.
Вместе с тем, вызывает обеспокоенность высокая интернет-активность, в том числе с использованием таргетированной (целенаправленной, ориентированной на конкретного человека) рекламы, незарегистрированных религиозных и оккультно-мистических течений, в том числе запрещенных еще в 2009 году Алля-Аят и Ата Жолы.
— Почему несмотря на широкую представленность традиционные конфессии уступают в пропаганде своей идеологии НРД и ДРТ?
— Сравнивать пропаганду традиционных религий и деструктивных религиозных течений всё равно, что сравнивать зелёное с квадратным. Кроме того, понятия НРД и ДРТ не являются тождественными. Половина из зарегистрированных в республике конфессий являются новыми религиозными движениями. На третьем месте по количеству зарегистрированных религиозных объединений в Казахстане христиане веры евангельской (пятидесятники) – представители христианского НРД харизматического типа. Понятие «Новое религиозное движение» с легкой руки британского социолога Эйлин Баркер используют для обозначения религиозной или подобной религиозной группы/организации, появившихся относительно недавно (старейшие не ранее середины XIX века) и существенно отличающихся в вероучении от традиционных религий.
Является ли религиозное течение деструктивным и в чем заключается разрушительное влияние на человека, общество и государство решает суд. (Для справки: в Казахстане запрещена деятельность 22 зарубежных религиозных организаций, чья деятельность была признана судом террористической или экстремистской. С 2008 года в судебном порядке запрещена деятельность общественных объединений и оккультно-мистических течений «Алля-Аят» и «Ата Жолы» как несущих вред здоровью граждан).
У религий, вероучение и ценностные установки которых исторически традиционны для граждан страны, и у новых религиозных течений, чья история существования насчитывает менее сотни лет, разные цели и методы.
Первые более заинтересованы в сохранении «status quo» в государстве и обществе, их пропаганда мягкая, исключает критику и противопоставление местных обычаев, традиций, других конфессий и обращена к собственным верующим.
Вторые нуждаются в активном распространении своего вероучения и увеличении паствы, а потому сосредоточены на активном прозелитизме, то есть обращении в свою веру последователей других религий или нерелигиозных людей. Для достижения цели применяют разнообразные методы от «уличного прозелитизма» (практика благовести от двери к двери) до курсов профессионального обучения, благотворительности и всего, что не запрещено законом.
И если уж Вы упомянули ДРТ, то отмечу, что пропагандисты деструктивных течений максимально неразборчивы в методах, не считаются с законами государства и свободой воли человека. Сама пропаганда безапелляционная, строится на жесткой критике современного общества, государства, иных религий, традиций и обычаев этносов, проживающих в регионе.
— Какие платформы популярных социальных сетей популярны у вербовщиков и адептов религиозных течений?
— В большинстве случаев это платформы зарубежных соцсетей, так популярных у казахстанцев.
В прошлом году по заказу Министерства информации и общественного развития российской компании «Brand Analytics» было проведено исследование медиа-сферы.
Согласно данным исследования социальная сеть «ВКонтакте» остается самой популярной социальной сетью у казахстанцев, на нее подписаны 1 781 760 пользователей. Вторую и третью строчку рейтинга занимают «Instagram» 1 008 360 пользователей и «Мой Мир».
Незначительно отстает «Facebook» – 413 026, «Twitter» имеет 27 776 активных пользователей. При этом год назад только 10,6 процента казахстанцев не были зарегистрированы ни в одной из социальных сетей.
Думаю, что интерес казахстанцев к соцсетям будет только расти, в т.ч. интерес и подписки пользователей на религиозные паблики.
Относительно контента стоит отметить, что наибольшее количество медиа-материалов религиозного характера как исламских, так и христианских направлений в большей степени представлено в социальной сети «ВКонтакте».
Как свидетельствует дайджест отечественных СМИ с начала года, большинство правонарушений в распространении запрещенных религиозных материалов зафиксировано со стороны казахстанских пользователей «ВКонтакте». К тому же администрация «Facebook», YouTube, Twitter уже несколько лет проводит мониторинг своих площадок и в случае обнаружения блокирует экстремистский контент.
— Есть ли примеры из практики о способах вовлечения казахстанцев в ряды ДРТ?
— Примеров хватает, к сожалению. Вариантов встречи с вербовщиком много и они обыденны: ответ на сообщение в личку от незнакомого человека с предложением к общению; поездка в такси; покупка растительной косметики и изделий ручной работы; участие в интернет-голосовании за продвижение в чате любимого исполнителя; прохождение бесплатного психологического онлайн-тестирования; «ошиблись номером телефона», браузер заботливо выдал ссылку/рекламу на бесплатные курсы по интересующей теме; позвонили в дверь; отдали в ремонт сотовый телефон; зарегистрировались на сайте знакомств; приняли приглашение коллеги выпить чашку чая в выходной день; друг порекомендовал группу/канал/видео и кинул ссылку, перечислить всё невозможно.
Суть в том, что человек с развитым критическим мышлением, способен самостоятельно осмысливать, оценивать происходящее и делать информированный выбор исходя из своих интересов. Закрыть дверь, положить трубку, проигнорировать ссылку, отказаться от листовки, подарка, приглашения, уйти со встречи, прервать разговор, прекратить общение, если ему это не интересно.
Чем слабее или вовсе отсутствуют навыки критического мышления, ответственности и самостоятельности, тем быстрее и легче человек поддаётся вербовке.
Продолжение следует…
Серикбол Билялов