Тарих

Медресе «Галия» был в числе лучших

Особенности религиозного образования казахской степи в  конце XIX- начала XX века

Статья посвящена подробному изучению особенностей религиозного воспитания казахского народа в конце XIX – начале XX вв. В частности, роль медресе Галия, расположенного в городе Уфе. Мы отметим, что новые учебные заведения в те времена в российских городах были важны для религиозного образования. Учитывая, что религиозно-просветительская работа казахского края в то время была по-прежнему сосредоточена на центрально-азиатских медресе, стоит отметить, что в тот момент новые религиозные учебные заведении как медресе Галия в Уфе, медресе Расулия в Троицке и медресе Хусайния в Оренбурге вышли вперёд.

Один из вопросов, требующий исследования – причина популярности новых медресе не только у казахов, но и у других мусульманских народов (татаро-башкир) в Российской империи. По нашему мнению, на это событие должно было повлиять новое либеральное движение джадидизм в исламском мире.

Если начинаем со средневековья, мы увидим, что религоизно-образовательная система в казахской степи делится на четыре этапа. Первым этапом является изучение сельских мулл, распознавание букв –  это начальная школа (иптидаиия). Второй этап – средняя школа (санауия). Третий этап – специальная школа(рушдия). Четвёртый этап – высшая школа (Галия)

Мы увидим, что религиозно-просветительская работа казахского края в то время была по-прежнему сосредоточена на центрально-азиатских старометодных  (кадимизм)  медресе. Но в конце ХІХ – начале ХХ вв. на территории Южного Урала функционировал ряд старо- и новометодных медресе, в которых получали религиозно-светское образование многие представители татар, башкир, казахов и др. народов. К числу наиболее известных медресе данного региона относятся: медресе «Марджания» (1870-после 1917) в Казани, медресе «Хусаиния» (1889-1919) в Оренбурге, медресе «Гусмания» (1887-1918) и «Галия» (1906-1919) в Уфе, медресе «Расулия» (1884-1919) в Троицке и др.[1]

Надо отметить, что эти мусульманские учебные заведения внесли существенный вклад в развитие просветительства и духовной культуры народов Евразии. [1]

Конец ХІХ и начало ХХ века – важный период интеллектуальной истории казахского народа. Именно в этот период формируется казахская национальная интеллигенция, начинается ее активная общественно-политическая деятельность.

Следует подчеркнуть, что «действующие мектебы и медресе Южного Урала являлись примером для казахского населения не только в плане обучения в них, они показывали возможность и пути открытия новометодных учебных заведений непосредственно в степи»[2]. Особое место в этой религиозно-образовательной системе занимало новометодное медресе «Галия» (Галийа – араб. высшая) в Уфе – высшее мусульманское учебное заведение. Могли привлекать казахскую молодежь учиться в Уфе, а именно в медресе Галии.

Во-первых, медресе «Галия» с самого основания являлось новометодным учебным заведением. То есть на основании медресе очень повлияло новое либеральное движение «джадидизм» (от арабского новейшее).

Джадидизм – идеология исламского модернизма в Российской империи конца XIX — начала XX века.[7]

Слово «джадид» с составе словосочетания «Усул- уль джадид» (новый метод) появилось в 1898 году в связи с обновлением учебных программ в татарских медресе. Введение нового метода происходило спонтанно по инициативе молодых учителей («мугаллимов»). Однако консервативные круги мусульманского духовенства из Оренбургского управления увидели в этом потерю своего авторитета и обвинили сторонников «нового метода» в замене арабского языка на татарский, в «европеизации», а также в потенциальных секулярных и революционных настроениях .  В Российской империи население делилось не по национальному, а по религиозно-конфессиональному принципу. Поэтому одним из сегментов Российского общества были мусульмане (татарыбашкирыказахи), объединённые в духовные управления. Общая модернизация России в XIX веке (индустриализация, распространение просвещения) ставили перед российскими мусульманами выбор: либо модернизироваться со всей страной, либо уйти в изоляцию. Соответственно, произошел неявный раскол на джадидов и кадимистов. Неизбежным примером для российских мусульман XIX века была Османская империя, что обуславливало пантюркистский уклон в джадидизме.

Непосредственным основоположником джадидизма был крымско – татарский просветитель и политик И.Гаспринский, который в 1883 году начал издавать газету «Переводчикъ-Терджиман» на крымско – татарском и русском языках. В том же году он открыл первую джадидскую школу в Бахчисарае. Большое внимание Гаспринский придавал и образованию женщин.[6]

Идея учить женщин был отражен  и в казахских степях. К примеру,  по данным 1865 года, в 93 казахских школах Букеевской орды обучалось 1300 девочек из 3142 детей. [3]

         Во-вторых, учебные программы медресе «Галия», по утверждению исследователей, отличались качественно новым уровнем. В этом медресе шакирды обучались не только религиозным знаниям, но и светским базовым предметам, о чем свидетельствуют учебные программы. Из преподаваемых здесь предметов религиозным дисциплинам отдавалось 28,2 %, арабскому языку – 14,7 %, тюркскому – 4,9 %, русскому – 14,1 %, светским наукам – 35,6 %, другим предметам – 2,5 % времени. Кроме того, в медресе «Галия» впервые в религиозном учебном заведении введены такие предметы, как физическая культура и музыкальное воспитание. Это было для того времени инновационным подходом.[8]

В третьих, в медресе «Галия» преподавали высокообразованные и передовые педагоги своего времени. По сведениям Л.С. Тузбековой, основатель медресе – Зия Камали окончил знаменитый университет «Аль – Азхар» в Каире (1904). Хабибулла Зайни окончил биолого-географический факультет педагогического института Стамбула (1912), Губайдулла Саттар – Константинопольский учительский институт, Габдулла Сатаев – физико-биологический факультет университета Стамбула. Закир Кадыри учился в университетах Бейрута и Каира, Фахри Габдулла – в Турции, Закир Аюханов – в Каирском университете (1911–1914). Как уже отмечалось выше, здесь осуществлялось и профессиональное музыкальное воспитание. Преподавателем музыки в медресе «Галия» работал профессор Варшавской консерватории Вильгельм Клеменц [1].

В-четвертых, немаловажным фактором для казахской молодежи являлся тот факт, что одними из организаторов и содержателей медресе «Галия» были уфимский казах Салимгерей Джантюрин и его жена Суфия Джантюрина. В казахской степи он был широко известной фигурой, так как его активная общественная деятельность, депутатство в Государственной думе, особенно его меценатство в сфере просвещения привлекала всеобщее внимание и восхищение. Кроме того, С. Джантюрин являлся председателем внешнего управления медресе. Поэтому многие казахи стремились дать образование своим детям именно в медресе «Галия».[1]

В отличии от старометодных медресе эти южноуральские новометодные медресе, как Галия, дало молодежам не только теологические и суфииские знания, но и много чему учил их по научной деятельности. В данном учебном заведении воспитанникам проповедовали духовные и демократические ценности. В его стенах формировались интеллект и общественно-политические взгляды тюрко-мусульманской молодежи того времени.

В медресе «Галия» в разное время обучались ставшие в последующем известными в казахском обществе личностями, Магжан Жумабаев, Беимбет Майлин, Сабит Донентаев, Жиенгали Тлепбергенов, Аблай Рамазанов, Нугман Манаев, Манан Турганбаев, Мухамедгали Оразаев, Мустакым Малдыбаев, Таир Жомартбаев, Габдулхамит Каиров, Тусипбек Темирбеков, Ныгметолла Кузембаев и многие другие. (н.ш)

Немаловажную роль играет медресе Расулия для истории казахской просветительской работы. Медресе Расулия было открыто в 1880 году в Троицке по инициативе Зайнул Русулева, башкирского интеллигента, купца. В 1886 году известный казахский просветитель Ы.Алтынсарин участвовал в строительстве медресе, помогая строить новое здание и общежитие. Зайнул Расулев известен  как выдающийся религиозный деятель, мыслитель, педагог-просветитель.

Благодаря З.Расулев, Троицк превратилься в духовный центр для российских мусульман. Медресе Расулия, где в основном обучались представители  башкирского и казахского народов. Наряду с традиционными богословскими предметами, препода вамивались русский язык, тюркский язык, арабский язык, арифметика, физика, химия, история, естествознание,  гигиена, зоология, педагогика. [5]

Как написал позже французский исламовед Александр Беннинген, «среди всех академических учебных заведений мусульманского мира того времени медресе «Расулия» являлось лучшим по уровню и качеству получаемого в нем образования»

Руский академик Василий Бартольд назвал Расулева духовным королем своего народа.

В целом конец ХІХ – начало ХХ в. В мусульманском мире ознаменовались становлением просветительства в форме джадидзма, распространением передовых идей западно-европейской общественно-политической мысли, что сыграло заметную роль в дальнейшей борьбе народов Российской империи за самоопределение.

Ернар АБЗАЛОВ,

историк,

г.Атырау

 

 

 

Tags

Осы айдарда

error: Көшіруге болмайды!! Барлық құқығы қорғалған
Close