Жаңалықтар

Абай: «Алланың өзі де рас, сөзі де рас»

Аскар САБДИН,

теолог, директор центра противодействия религиозному экстремизму при университете «Нур Мубарак»

В последнее время наблюдается чрезвычайная активность «тенгрианцев».
И к сожалению, вместо того, чтобы предлагать населению хоть какой-то внятный мыслительный продукт эти люди выстраивают своё учение исключительно через критику ислама! Тенгрианство в условиях нашей страны это не самодостаточное учение, а некая «блоха», которая живет и питается на теле ислама. Развивай своё учение, но не надо выстраивать его через критику, презрение, ненависть и мат в адрес другого учения. Несогласен с чем-то веди нормальную дискуссию.

Они ругают религию большинства населения республики, матерят Пророка, святыни ислама и при этом ни одного уголовного дела по статье разжигания религиозной розни!?
Даже официальные субъекты религии, при всех их адм.ресурсах и связях не предпринимают конкретных мер для того, чтобы остановить эту откровенную желчь.
Что это? Согласованный проект с целью остудить «горячую» религиозность верующих-мусульман, количество которых пугает некоторых функционеров?!
Безусловно одно, работать с такими «накалёнными» новыми для нашего общества формами религиозности надо. Но не так же грубо. И этому есть несколько причин:
1. Авраамические религиозные традиции, в том числе ислам за несколько тысячелетий пережили столько гонений, геноцидов, пленений, репрессий, расстрелов, “походов” и т.п., что проект по дискредитации ислама через тенгрианство – это просто какой-то пшик.
2. Тенгрианцы постоянно мусолят тему: арабқұл и создают стереотипы типа ислам это арабы, а арабы это ислам и вы казахи-тюрки тут не при чем. Ну во-первых, такие неудачные попытки сделать синонимами ислам и арабов предпринимались намного продвинутыми философами, ну например Гюстав Лебон с его «Арабской цивилизацией» и т.п.
Во-вторых, нужно различать мусульманство и пробудившийся в последнее время «бедуинский дух», который как эти критики, так и сами последователи этого бедуинского духа преподносят, как «чистый» ислам. Хотя Коран говорит: “Бедуины – упорнейшие в неверии и лицемерии и наиболее склонные не принимать предписаний, ниспосланных Аллахом Своему Посланнику» (сура ат-Тауба, 97 аят). Да мусульмане признают, что эта бедуинская натура принесла множество бед исламу. Это и лжепророки Мусайлима, аль-Асуад, Саджах и т.п., это и вероотступники времён Абу Бакра, это и террористы хариджиты, убивавшие сподвижников Пророка и «рога шайтана», пропагандирующие арабский шовинизм под прикрытием «очищения» веры.
Некоторые люди наблюдая за печальными последствиями этой бедуинской натуры начинают без разбора обобщать его на всех мусульман, хотя Коран объявляет эту натуру неверной и лицемерной.

Если почитать жизнеописание Пророка Мухаммада, то первые главы как правило посвящены обществу, в котором жил Пророк. Это общество дикарей, занятых междоусобными войнами, заживо хоронивших своих дочерей, имеющих самые примитивные суеверия. Вероятно, Всевышний послал его к таким дикарям, чтобы более цивилизованные общества не имели оправданий перед Ним в день Возврата. Поэтому уже через век знамя ислама понесли другие народы. И наверное тюрки несли это знамя дольше всех (+-10 веков, начиная с 10-го века). Караханиды (мавзолей Карахан баба в Таразе), газнавиты, мамлюки (тоже не чужие для нашей страны личности), сельджуки (предположительно ушли с территории Кызылординской обл.), Золотая орда, тимуриды, империя Великих моголов, Османская империя и ещё более 20 ханств и государств. Поэтому глупо отрицать связь большинства тюрков с исламом.
3. Свидетельством интернационального духа ислама, в отличии от шовинистического бедуинского духа является тот факт, что большинство ученых мусульман были не арабами. 5 из 6 самых авторитетных авторов сунны- не арабы. Самые известные философы, врачи, математики – аль-Фараби, Ибн Сина, аль-Киндус, Ибн Рушд (Аверроэс), аль-Хорезми, Ибн Фирнас, Ибн Хальдун и др. были не арабами. Великий богослов -Имам Абу Ханифы не был арабом. Ибн Салах в Мукаддиме приводит диалог халифа и ученого, где говориться о том, что за исключением одного ученого, все ученые мусульманских городов были не арабами.
4. В случае если проект по очернению ислама согласован, тогда что изволят делать с аль-Фараби, который все свои книги начинает именем Аллаха и приветствием Пророку Мухаммаду? Что делать с ходжа Ахмедом Яссауи, его учителем Арыстанбабом, Хикметы,  которого посвящены Аллаху, Мухаммаду и исламу? Что делать с ас-Сығнаки и аль-Итқани, богословов которые являются передатчиками ханафитского мазхаба? Что делать с Бекет ата и его подземными мечетями? Что делать с Абаем, с его

«Алланың өзі де рас, сөзі де рас,
Рас сөз ешуақытта жалған болмас.
Көп кітап келді Алладан, оның төрті
Алланы танытуға сөз айырмас.
Аманту оқымаған кісі бар ма?
Уәктубиһи дегенмен ісі бар ма?
Алла өзгермес, адамзат күнде өзгерер,..
Оларға кез-кезімен нәби келді.
Қағида шариғаты өзгерсе де,
Тағриф Алла еш жерде өзгермеді.
Күллі махлұқ өзгерер, Алла өзгермес,..
Махаббатпен жаратқан адамзатты,
Сен де сүй ол Алланы жаннан тәтті.
Адамзаттың бәрін сүй бауырым деп,
Және хақ жолы осы деп әділетті.
Осы үш сүю болады имани гүл,
Иманның асылы үш деп сен тәхқиқ біл.
Ойлан дағы, үшеуін таратып бақ,
Басты байла жолына, малың түгіл.
Дін де осы, шын ойласаң, тағат та осы,.
Руза, намаз, зекет, хаж – талассыз іс,..
Құран рас, Алланың сөзідүр ол,
Тәуилін білерлік ғылымың шақ.
Алланың, пайғамбардың жолындамыз,
Ынтамызды бұзбастық иманымыз.
Пайда, мақтан, әуесқой – шайтан ісі,
Кәні біздің нәпсіні тыйғанымыз?
Мүмин болсаң, әуелі иманды бол,
Пендеге иман өзі ашады жол,..???

Что делать с Шакаримом? С Машхур Жусіп Көпеевым? Науан Хазретом? С Досжан Хазретом? Әубәкір Кердері? С Садуакас Ғылмани? Ғабдылуахит Хазретом? И сотнями других выдающихся личностей, которыми мы гордимся? Мы понимаем, что архаичный «бедуинский дух» выступает здесь союзником исламофобии и объявляет все наше религиозное, рациональное и духовное наследие ересью и неверием! С этим вредоносным духом мы работаем и несём ответственность за его нейтрализацию в степи!

Что предлагают делать с архитектурой? Что делать с полумесяцами на могилах? Что делать с фамилиями Ахметов, Омаров, Алиев, Иманов, Аубакиров, Исламов, Мухаметжанов, Дин-Мухамедов, Абдрахманов и сотни др.?

Что делать с казахским языком с его тысячами – кітап, қалам, әдеп, саламат, шарапат, салауат, тарих….?

Если кому-то угодна деконструкция ислама в Кз, через проект тенгрианства и другие проекты, тогда вот это все вышеперечисленное наследие связанное с исламом также нужно будет деконструировать! Мощный “научный” атеизм не смог перекрасить.

Почему-то тенгрианство и шаманизм вызывает у меня ассоциации с судьбами ассимилированных малочисленных северных тюркских народов! Функционеры спустившие этих токсичных «лаек» на ислам в условиях глобализации экспансионных идеологических проектов должны понимать что они не являются конечными выгодоприобретателями этого проекта!

В силу того, что мы низко организованный народ маловероятно, что такая инфо кампания не продвигается кем-то так, что по всем мессенджерам и соцсетям распространилась эта желчь.

Остужать такими нападками «накалённую» религиозность = пушить пожар бензином. Рост радикализации неминуем. Как работать – предложений с 2011 года высказано много. Просто нужно немного прислушиваться к профессиональной среде, а не к «удобным» подчиненным.

Проявления проекта исламофобия!

Осы айдарда

Пікір үстеу

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

error: Көшіруге болмайды!! Барлық құқығы қорғалған
Close