Әдеби әлемБасты тақырып
Турарбек КУСАИНОВ – «Решил рассказать всю правду без утайки»
Турарбек Кусаинов. Имя этого человека стало общеизвестным благодаря его книге «Мен қалай рухани жаңғырдым» – «Мое духовное возрождение». Особенность и ценность данного произведения автора, пережившего на своем нелегком пути духовного искания немало жизненных перипетий, состоит в том, что оно дает ответы на многие злободневные вопросы, волнующие сегодня большинство наших сограждан. В книге излагается горькая правда о заблудших людях, ведь и сам автор заблуждался вместе с этими людьми. Но парадокс в том, что на этом неимоверно трудном пути поиска истины и заблуждений Турарбек сумел сохранить ясным свой ум и чистым свое сердце. Мы решили начать публикацию отрывков из книги Турарбека на русском языке. Книга издана тиражом всего в 100 экземпляров и давно распродана. На нашем сайте вы можете прочесть книгу в полном объеме. На днях мы побеседовали с автором и предлагаем это интервью вашему вниманию.
— Турарбек, не так давно вышла в свет Ваша книга «Мен қалай рухани жаңғырдым». В ней Вы искренне поведали читателям обо всем том, что испытали на своем пути поиска истины и духовного обновления. Что побудило Вас к написанию этой книги?
— Я в 2013 году был осужден по обвинению в сепаратизме и приговорен к 4 годам лишения свободы. 3 года отсидел в тюрьме. Находясь в заключении, я мысленно, как бы через сито, пропустил всю свою прожитую до этого жизнь, стараясь беспристрастно проанализировать все свои поступки и дать оценку самому себе. Наверное, именно тогда и зародилась впервые мысль о книге. Но, выйдя на свободу, подумал: «а кому интересна моя жизнь?», и под этим предлогом отложил на задний план идею о книге. После отбытия наказания, вместе с другими правозащитниками включился в общественную работу. Такая моя активность не понравилась некоторым. И до этого вокруг меня крутились различные суды-пересуды, а в последнее время сплетни и недобрая молва и вовсе участились.
Ранней весной в Атырау приехали неутомимый борец за интересы народа, поэт Мухтар Шаханов и руководитель Алматинского филиала движения «Алаш жолы» Габиден Жакей. Они прибыли, чтобы выразить соболезнования и почтить память скончавшихся известных в области личностей. Среди встречавших почетных гостей был и я. Во время этой поездки в интернете появились провокационная статья и нелицеприятные фотографии, бросающие тень на всенародно известного поэта. Те заинтересованные лица, которые тайно организовали эти публикации, в этом бестактном деянии обвинили меня, постаравшись разжечь вражду и противостояние между мной и Мухтаром Шахановым. Не довольствуясь этим, опубликовали на провластном сайте «Серке.орг» две объемные статьи под заголовком «Ұлтшылдарды ішінен кемірген «құрт» – «Червь», пожирающий изнутри национал-патриотов», с головы до ног очерняющие меня. В этих статьях меня выставили виновником распрей между национал-патриотами, предателем «коранитов». В общем, обвинили меня во всем. Они тем самым преследовали цель – показать меня в глазах Мухтара Шаханова неприязненным человеком, породить трещину в наших с поэтом братских отношениях. В конечном счете, за этим просто кроились зависть и ревность. Я не сомневаюсь, что организаторами заказных клеветнических материалов против меня являются те националисты, с которыми я некогда сотрудничал. Впоследствии Мухтар ага сам убедился именно в таком повороте событий и в том, что я стал жертвой пакостной интриги и незаслуженных обвинений.
– То есть вы говорите, что эти события стали причиной написания книги и желания рассказать всю правду…
– Да, Вы правильно поняли. Именно после этого события я вернулся к мысли о том, чтобы написать книгу, самому рассказать о себе. Поведать начистоту о том, что я из себя представляю. Конечно, говорить и слышать правду – это дело нелегкое. Я не хочу утверждать, что я «весь белый и пушистый». В книге я откровенно пишу о своих ошибках и заблуждениях по собственной глупости, о том, как я безрассудно повиновался чужой воле и стал в их руках орудием, о страданиях, которые я испытал, не находя правильного пути.
– В книге Вы пишете, что «идею приверженности родовым отношениям, трайбализма, местничества впитал от национал-патриотов, по этой причине был осужден за сепаратизм». Действительно ли националисты делятся на роды?
– Приверженность родовым отношениям (рушылдық) – это малая разновидность расизма и национализма. Национализм можно оправдать, если нация находилась под имперским гнетом и ради избавления от него ведет национально-освободительную борьбу. А деление на роды, жузы, регионы сродни вбиванию клина в единую казахскую нацию. Это вредное явление для нашего общества. Оно представляет серьезную опасность для нашей независимости. Мы никак не можем избавиться от этой напасти. Мы не можем скрывать, что в национал-патриотических организациях широко распространена приверженность родовым отношениям. В книге я пишу, что именно по этой причине распалось движение «Ұлы дала». Из средств массовой информации мы знаем, что жертвой приверженности родовым отношениям стал и созданный под руководством Мухтара Шаханова «Қазақ ұлттық кеңесі» – «Казахский национальный совет». Политик Серикжан Мамбеталин поднял шум, сказав, что « руководство «Қазақ ұлттық кеңесі» – сплошь выходцы из Старшего жуза, нет никого из Среднего и Младшего жузов». После этого он разругался с Максатом Ильясулы – одним из заместителей Мухтара Шаханова. Если смотреть на все это объективно, то видим, что в основе политических интриг и раздоров внутри национал-патриотических организаций лежит именно приверженность родовым отношениям. Даже споры вокруг таких исторических личностей как Жангир хан, Чингисхан, Абулхайыр хан или разговоры о нынешних министрах и акимах националисты ведут с позиции родовых отношений. Приверженность родовым отношениям, деление на роды – это удел слабых людей, не имеющих других аргументов для защиты своих взглядов. Это большое препятствие для развития гражданского общества.
– Особенностью книги является то, что Вы пишете непредвзято, не скрывая горькой правды об известных казахскому народу личностях, о людях, считающих себя «общественными деятелями». Они не в обиде на Вас? Есть ли те, кто пугает, шантажирует, или, наоборот, выражают Вам благодарность?
– Книга вышла тиражом чуть менее ста экземпляров. В основном распространяется по интернету. Я благодарен редакции газеты «Жас алаш», на страницах которой публикуется казахская версия книги. Мнениями о книге люди делятся, преимущественно, через социальные сети. Хорошо отозвались о книге известные политики Зауреш Батталова и Владимир Козлов. О воспитательном значении книги говорят и правозащитники. Некоторые организации предлагают провести встречи со студентами. Но организовать такие встречи пока нет возможности, ибо пришедшим на встречу надо подарить книги, без этого нельзя. Изданная малым тиражом книга закончилась. Есть и те, кто отрицательного мнения о книге. Говорят, что в преддверии священного месяца Уразы «сею раздор, показывая с неприглядной стороны нашу религию». Даже читал, что меня приравняли к Сатане. Мой ответ им – я не задевал ничьих чувств и веры, писал только о том, что пережил сам. Все, о чем пишется в книге, касается моей личной судьбы. Если не я, то кто об этом поведает?!
– В поисках своего истинного пути, Вам пришлось пройти через немалые испытания. И, что особенно удивительно, поняв и признав свои ошибки, Вы незамедлительно приступили к их исправлению. Причем, на собственном примере пытаетесь помочь и другим заблудшим душам…
– Конечно, при прочтении книги может сложиться негативное мнение о некоторых религиозных группах и общественных организациях. Но, что поделать, на формирование моей личности, моей судьбы они имели большое влияние. Поэтому я далек от приукрашивания действительности. В противном случае, это было бы полуправдой. Решил говорить чистую правду, в том числе и о себе, ничуть не стараясь создать хорошее впечатление о собственной персоне. Иначе это выглядело бы обманом, прежде всего самого себя, а также моего читателя.
Если бы была возможность повернуть время вспять, то, возможно, я бы начал свой жизненный путь по-другому. Тем не менее, я не тот, кто выражает сожаление о тех или иных поступках и делах прошедших лет, поддавшись неким утопическим иллюзиям. Нет, я воспринимаю произошедшие в моей жизни все плохое, и все хорошее как свое предназначение, как свою судьбу. Невозможно прошлое выкинуть из памяти, нельзя вычеркнуть из жизни. В своей автобиографической книге пишу именно об этом. За это не надо меня упрекать.
– Ваша книга подобна свету, который поможет направить на истинный путь тех, кто запутался в сетях деструктивных религиозных течений. Есть ли те, кто, прочитав книгу, вернулся к мазхабу Абу Ханифы?
– Я еще не слышал о том, что кто-то, ознакомившись с моей книгой, изменил свои религиозные взгляды. Повторю, книга издана слишком малым тиражом. Поэтому не могу утверждать, что книгу прочитало много людей. Тем более, что в книге нет призыва придерживаться определенного мазхаба. Для меня абсолютная истина – это Бог. А религия – это приведение человеком своего деяния, своего жизненного пути в соответствие с законом создавшего этот мир Бога. Иными словами, религия – это взаимоотношения между человеком и его Создателем, между ними не нужны посредники или связующие. Владыка Вселенной (в его ведение входит и этот мир, в котором мы живем) не ошибается. Он всегда указывает нам истинный путь. Создатель дал нам ум, чтобы могли различать плохое и хорошее. Такой дар – мозг, умеющий анализировать – не дан никому из других живых существ. Не использовать ум – этот ни с чем несравнимый Божий дар – и доверить свою волю и свою энергию преследующему свои политические интересы шейху или духовному наставнику равносильно вероотступничеству. Каждый придет к истине, если будет стремиться к образованию и науке.
– Как Вы относитесь к тем, кто наряду с Кораном научившись немного арабскому языку, объявляет себя «шейхом» и ведет за собой последователей? Какова их истинная цель?
– Намерения тех, кто под видом шейхов или духовных наставников обучают религии, создают мазхаб – принудить людей к одной идеологии, сгруппировать вокруг этой идеологии. Затем они используют этих людей в своих интересах. Поэтому не имеют смысла разговоры о том, что именно этот канон правилен, что следование именно этому мазхабу избавит нас от заблуждений. Например, Жума Намангани, Тахир Юлдашев и их бойцы, наводившие ужас своими террористическими актами на население Центральной Азии, придерживались мазхаба Абу Ханифы. Исламская партия, ввергнувшая в начале 90-х годов Таджикистан в пучину гражданской войны из-за борьбы за власть, состояла из ханафитов. В рядах таких известных террористических организаций, как «Исламское государство», «Талибан» есть представители всех четырех мазхабов. Все они стали орудием идеологов, которые интерпретируют Коран в своих корыстных интересах.
Я также немало ошибался, не сумев различить религию и идеологию, облаченную в религиозные одеяния. Сейчас для меня религия – это мое внутреннее дело. Оно ни в коем случае не касается других людей. А проблемы общества будет правильным решать посредством политической конкуренции на основе демократических принципов. Опора на идеологические течения, прикрывающиеся религиозными лозунгами, ни к чему хорошему не приведет. Ибо в самом начале эти течения создавались, основываясь на исключительности и нетерпимости, в корне чуждым плюрализму и демократии и противоречащим принципам гражданского общества.
– Каковы Ваши планы на будущее? Будет ли продолжение Вашей книги? Или, возможно, напишете еще одну книгу?
– Я не писатель. Поэтому не ставлю перед собой цель написать книгу, продать ее и получить доход. Разумеется, я буду высказывать свое мнение относительно актуальных политических процессов и событий, происходящих в обществе. Всему свое время.
Планы на будущее напрямую связаны с моими проблемами. Сейчас я являюсь председателем правозащитной организации «Демос», зарегистрированной в Атырау. Это общественная деятельность. На другую работу, на государственную службу меня не возьмут, так как я осужден по одному из пунктов статей 170 и 174 Уголовного кодекса. Прошел год, как я полностью отбыл наказание. Но правительство включило меня в «список экстремистов». Под предлогом противодействия финансированию экстремизма и терроризма лицам, включенным в «список экстремистов», запрещено открывать лицевой счет, нельзя проводить через банки платежи, невозможно продавать или покупать имущество, регистрировать его. Даже не имею права выдать другому лицу доверенность через нотариус. Из-за таких ограничений не могу составить договор с работодателем. Единственный выход из сложившейся ситуации – получить гражданство другой страны и уехать отсюда. Но я не собираюсь покидать Казахстан.
По данным Казахстанского бюро по правам человека, таких людей, как я, в стране 500 человек. Хотя они отбыли наказание по приговору суда, но также, как и я, ограничены в гражданских правах. Срок этих ограничений в законодательстве не указан. Как я уже говорил, для того, чтобы были сняты ограничения, надо выехать из страны. Таким образом Казахстан вынуждает своих граждан покинуть страну. Мы, правозащитники, должны заняться этой проблемой и найти оптимальные пути ее решения.
– Турарбек, большое спасибо за беседу! Приглашаю Вас быть почетным гостем газеты «Дүрбі». Надеюсь, за чашкой редакционного чая состоится вскоре оживленный разговор…
– Сейчас уезжаю в Алматы. Как буду в Атырау, приду в гости. До скорой встречи!
Беседовала Улдай Сариева,
«Дүрбі»