Историческая память народа служит главным фактором сохранения нации. Духовно-нравственные ценности переходят от поколения к поколению, и первостепенная задача этноса – не потерять их во времени и пространстве. Статья Президента РК Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» призывает общество изучать наследие казахского народа, анализировать уроки прошлого, превозносить нашу уникальную культуру и передавать накопленное столетиями духовное богатство молодым, в руках которых – будущее государства.
Своим видением на эту тему делится представитель института археологии имени А. Маргулана в Западном Казахстане, кандидат исторических наук Арман БИСЕМБАЕВ:
– Как археолог с 30-летним стажем все время твержу, что я человек, который сильно влюблен в родной Западный Казахстан. Потому отрадно, что все сказанное Президентом в данной статье отчетливо проявляется у нас на Западе. В археологическом плане имеется в виду весь Западный регион, а не только Актюбинская область, который отличает приграничность в хорошем смысле этого слова.
По-настоящему географическая граница Европы и Азии проходит через территорию нашей области. Она идет по Мугалжарским горам с переходом к реке Эмба и далее в акваторию Каспийского моря. Также мы находимся на границе леса и пустыни. Помимо этого, имеем четыре природно-географические зоны: вдоль реки Урал проходит лесостепь, где находится Актобе – классическая ковыльная степь, южнее Уила у нас полупустыня, далее – северный берег Аральского моря и южная часть Шалкара – это чистая пустыня.
Все это богатое природно-географическое ландшафтное разнообразие ведет к тому, что памятники у нас самые интересные, а обнаруженные находки уникальны. Не зря эту территорию золотоордынские ханы выбрали в качестве своего домена. Ведь центр Золотой Орды был на нижней Волге, куда мы и относились. Одна из столиц была построена на берегу Урала в Сарайчике, где похоронено несколько золотоордынских ханов: Сартак, Берке и другие.
В то же время могу сказать, что мы не раскручены в археологическом формате до сих пор, поскольку объем и количество исполняемых археологических исследований сильно уступают другим регионам. К примеру, Южный Казахстан исследуют множество специалистов уже несколько лет, ведь работы там непочатый край, а памятников оседло-земледельческого характера несчетное количество. Огромную же территорию нашей области изучают всего 6-7 археологов, и, естественно, мы физически не можем все показать.
Уместно напомнить, что в 2006 году в Актобе был открыт областной центр истории, археологии и этнографии, который в 2012 году был присоединен к историко-краеведческому музею из-за экономии бюджета. Наш годовой бюджет составлял всего 12-13 миллионов тенге. Но за семь полных лет в бытность отдельной структуры на эти деньги центр выпустил около 40 изданий, из них фундаментальные труды – «История Актюбинской области» и «История Западного Казахстана» в двух томах.
Раскопали три десятка прекрасных памятников, провели международную экспедицию с учеными из Германии, наладили контакт с коллегами из Венгрии. Провели пять конференций – «Кадырбаевские чтения» и «Маргуланские чтения», напрямую содействовали проведению двух конференций «Арало-Каспийский регион». Были заняты в исследовании некрополя Хан моласы. В результате наших усилий вслед за Алматы Актобе превратился в город, известный в археологической среде не только Казахстана.
От гуманитариев нельзя требовать самоокупаемости. Сейчас мы получаем общество без духовности, поэтому я прекрасно понимаю озабоченность Главы государства. Мы стоим на стыке культур. Мы отбивались, чтобы не раствориться в славянской, русской культуре, сейчас нас заполняет западная. Да, мы не носим национальную одежду, не то что не играем, даже не слушаем кюи. Но не надо это навязывать насильно, необходимо сделать так, чтобы человек пришел к этому сам или хотя бы ценил и уважал. Об этом и говорит Нурсултан Назарбаев.
В то же время надо избегать чрезмерной исполнительности, и подход должен быть взвешенным. Тогда, думаю, будет и результат.
Сегодня нам не хочется исследовать нетронутые памятники, пусть они останутся детям. Нам нужно спасать испорченные. Количество памятников, подвергшихся дефектации строителями, дорожниками, нефтяниками, измеряется несколькими десятками. Мы только успеваем исправлять ситуацию.
За примером далеко ходить не надо. В августе прошлого года в ауле Беккул баба на земельных участках, выделенных под ИЖС, были найдены курганы сарматского периода и эпохи бронзы, относящиеся к всаднической культуре. Захоронение воина гуннского времени – признак того, что у нас присутствуют памятники самых разных эпох. А вот то, что его нашли случайно, притом рабочие, это уже недоработки. К сожалению, Президент говорит о защите культурного наследия, на деле происходит наоборот – в «бегунке» у землепользующих организаций госинспекция по охране памятников представлена номинально.
Совсем недавно вернулся из Байганинского района. Плато Устюрт настолько напичкано великолепными памятниками, что хочется привлечь иностранных специалистов. Тяжело работать в безлюдной степи, но надо. Еще раз повторюсь, на Западе Казахстана очень своеобразные памятники тюркского периода, и статья Главы государства «Семь граней Великой степи» нам только в помощь.
Записал Абат ДАУЛЕТКЕРЕЙУЛЫ,
Актюбе
«Дүрбі» №1, 14 наурыз, 2019