Жаңалықтар
Первый хафиз региона
Уроженец Уила одним из первых актюбинских священнослужителей получил ижаза. Данный сертификат подтверждает, что его обладатель читает Коран наизусть, в точности как пророк Мухаммед. Бекжан Альденов рассказывает, как добился такого успеха и с какими трудностями сталкиваются кари (хафизы).
С чего все начиналось
Первоначальное религиозное образование наш герой получил будучи школьником у имама в местной кокжарской мечети. Родители не были религиозными, однако выбору старшего ребенка не препятствовали.
– Аллах дает веру тому, кто в Него верит, – уверен хафиз.
В конце 2002 года, через год после окончания школы, по направлению Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) он отправился в Египет, где поступил на подготовительное отделение университета Аль-Азхар. Причем стал единственным актюбинцем, прошедшим отбор. На подкурсах по изучению арабского языка Бекжан проучился почти два года.
-Сам не знаю почему, еще в Египте в конце каждого намаза в обязательном порядке просил Всевышнего помочь мне выучить весь Коран. Никогда не забывал данное дуа, – признается Бекжан Альденов. – Кроме того, одному из нынешних устазов университета «Нур-Мубарак» Рахымжану, когда он еще был студентом старшего курса в Аль-Азхар, обещал, что выучу весь Коран. И каждый раз отчитывался перед ним, пока не выучил священное писание до последней суры.
В это же время в Египет приехал один из сильнейших хафизов Казахстана Женис Оразымбетов. Тогда он был помощником директора в центре подготовки хафизов в селе Косшы под Астаной. На тот момент в Египте среди казахов не было кари. Женис выучил Коран в Узбекистане. Вместе с ним прибыл Мухамед Амин из шымкентского центра подготовки кари «Ыкылас», выучивший почти 25 пара.
– Вдвоем они звали нас на родину и сказали, что в стране есть своя школа кари. Меня это заинтересовало. Думаю, благодаря Женис ага стремление учить Коран только укрепилось, – вспоминает Бекжан Альденов.
Летом 2005 года он вернулся домой и его пригласили в мечеть «Нурдаулет» муэдзином. По его словам, при чтении Корана немаловажную роль играет мелодичность голоса. В это же время верующие увидели в юноше усердие и посоветовали пойти учиться на хафиза (кари). В январе 2006 года Бекжан отправился в центр «Ыкылас» в Шымкенте. Тогда ему было за 20, а рядом были школьники. Кстати, разница в возрасте была на руку молодому человеку. Дети могли уйти поиграть, а кто-то поболтать или же уснуть. Для беседы с ними у Бекжана не было общих тем, потому он ни на что не отвлекался.
Способность учить наизусть у него проявилась еще в школе. К примеру, учитель казахского языка давала 20 строф стихотворного произведения, и Бекжан на следующий день выдавал их наизусть без запинки, тем самым всегда выручал на открытых уроках весь класс.
– Устазы говорили нам, что первым делом нужны память и усердие. Также необходим твердый характер. Чтобы достичь результата, требуется усидчивость, то есть нужно сидеть долго и упорно. И я сидел целыми днями и учил Коран, – говорит Бекжан кари.
В то же время кари не скрывает, что требуется колоссальное терпение при повторном чтении Корана. Немногие выдерживали такие нагрузки, некоторые просто уходили, хотя изучению посвящали 1,5-2 года. Бекжан держался строго и даже выработал свой режим учения: после утреннего намаза, летом это пять часов утра, зимой – 7 часов, до 11-12 часов дня переучивать. Затем можно часик поспать и снова приступить к учению.
– Выучишь один раз, а вот заново повторить, усвоить очень трудно! Особенность и величие Корана состоит в том, что в Книге очень много схожих аятов. Порой сами арабы боятся учить наизусть, чтобы не перепутать слова Аллаха. В этом плане у них есть пословица «Если бы в Коране не было схожих аятов, то Книгу могли бы выучить и женщины и властвовали бы над мужчинами», – поясняет Бекжан Альденов. – Я был настолько усердным, что в день учил по две полных страницы и каждую из них повторял по 100-200 раз.
Выучив Коран один раз, через год-полтора для повтора Бекжан Альденов поехал в Алматы. Здесь его учили опытные хафизы. Под их руководством Бекжан повторял Коран два года.
– После двухлетнего тяжелейшего труда начал читать Коран наизусть и в первую очередь благодарил Всевышнего, что услышал меня. Добился того, что каждая страница священной Книги стоит перед глазами, как ксерокопия, и листаешь их мысленно. Только тогда вы можете перейти на тарауих. И тогда можно себя называть полноценным кари, – с гордостью отмечает хафиз.
По ханафитскому мазхабу во время месяца Рамазан надо читать Коран наизусть. Когда не было хафизов, тарауих в казахстанских мечетях читали небольшими сурами.
Совет от мастера
В то же время хафиз предостерегает будущих кари: при малейшем тщеславии, возникновении мысли, что знаешь Коран лучше всех, весь труд пойдет насмарку. Помимо этого, обладатель ижаза советует не хвастаться, а каждый раз обновлять благие помыслы.
Путь к ижаза
По окончании курсов по подготовке кари Бекжан Альденов поступил в университет «Нур-Мубарак». Правда, до этого приезжал в Актобе, но почему-то здесь у него требовали диплом об окончании какого-либо соответствующего учебного заведения. Вышеназванные центры не давали такого документа.
– Им было ни к чему мое знание Корана наизусть. Пришлось уехать в Алматы, – сетует собеседник.
В это же время прошел республиканский конкурс кари, где Бекжан занял второе место. Главной наградой для него стал грант на обучение в исламском вузе по специальности «исламоведение». По окончании вуза остался в магистратуре. Отрадно отметить, что перед поступлением в вуз у Бекжана поинтересовались, не останется ли он в Алматы. А когда ответил, что поедет в родной Актобе, в ДУМК обрадовались.
– Как только полностью выучил весь Коран, была мечта оказаться в списке пророка Мухаммеда. Такая мысль не давала покоя все время. Войти в этот список – мечта каждого кари, – делится Бекжан Альденов.
Как пояснил хафиз, данный сертификат (ижаза) дает разрешение доносить чтение Корана в первоисточнике. Коран начинается именем Аллаха, затем Книга была ниспослана пророку архангелом Джабраилом. Далее пишется имя пророка Мухаммеда. Благодаря посланнику Аллаха Коран выучили сахабы: в списке значится пять их имен. От них Книгу переняли таблигины. Чтение Корана передавалось из уст в уста, где немаловажным фактором была манера произношения.
– Это как родословная у казахов – шежире, – поясняет хафиз Бекжан Альденов.
Для получения ижаза Бекжан снова поехал в Египет к знаменитым устазам. Однако сама процедура проверки знаний ему не понравилась.
– Почему-то они относятся небрежно и всегда хвалят, не указывая на ошибки. Да и занятия проходили два раза в день, а сертификат выдавали запросто. Из-за этого уехал из Египта, не получив даже соответствующего сертификата. Можно было бы получить ижазу, но посчитал это нечестным поступком, – говорит собеседник.
Когда Бекжан был в Египте, в Казахстане перед Оразой проходил республиканский конкурс кари. Наш герой смотрел его в прямом эфире через соцсети, где специально ждал чтение Корана от Мустафы из Шымкента, который на тот момент уже получил ижазу и усовершенствовал знание в Турции.
– Есть свои особенности учения у турков. Думал, Мустафа будет читать на турецкий лад. Заинтересовался его искусным чтением. Из 30 участников конкурса именно Мустафа читал Коран по всем правилам на высшем уровне, – говорит Бекжан Альденов.
После Бекжану осталось найти его и получить необходимую информацию. Так он узнал, что в Турции учат Коран каждый день и под строгим контролем.
– В итоге благодаря Аллаху добился своего, получив ижазу в Стамбуле. Теперь 31-м в списке значится устаз Холид Хасан Рашид Даруиша. После него, 32-м, значится мое имя (на фото). В скором времени намерен открыть свою школу кари в Актобе, – не без гордости отметил собеседник.
Напомним, два года хафиз Бекжан Альденов по приглашению главного имама областной центральной мечети «Нұр Ғасыр» Толеби Оспана читает Коран во время тарауих-намаза в Актобе. А в этом году после получения ижазы в месяц Рамазан один из актюбинских бизнесменов подарил ему автомобиль.
Влюбленные в Коран
Примечательно, что за это время Бекжан Альденов успел поучаствовать на международных конкурсах кари. По его словам, подобные форумы необходимы, чтобы увидеть сильнейших хафизов мира, влюбленных в Коран и посвятивших свою жизнь его изучению. Первый раз он участвовал в 2010 году в Иране, куда приехали богословы из 60 стран. В 2016 году – в Москве, а в 2017-м – в Кувейте.
– Каждая страна проводит конкурс по-своему, и оценивают конкурсантов по-разному, – рассказывает Бекжан Альденов. – К примеру, на иранском форуме в основном задают вопросы по тексту Корана. В Москве и Кувейте больше обращают внимание на мотив звучания при чтении Слова Творца. Призовой фонд в исламских странах доходит до 40-60 тысяч долларов, конкурс посещают и награждают победителей главы государств вместе с министрами.
Абат КАРАТАЕВ,
собственный корреспондент,
Актюбе
Наша справка
Одна пара состоит примерно из 20 страниц. Всего в Коране 30 пара, то есть примерно 600 страниц.