Мақалалар

Тумангали из  тюрьмы Актау: «Салафизм, вакхабизм – не религия!»

           Он был задержан в 2012 году как участник теракта в городе Атырау, лишен свободы сроком на 15 лет.

         В этом году 8 лет как он сидит в тюрьме.

         В 2010 году он начал читать намаз, затем присоединился к парням деструктивного религиозного течения.

          Слушал проповеди Дарына, Халила, Сайд Бурятского.

         Он говорил: «В 2011 году был в окресностях Актау,  «Братья» часто связывались со мной и просили приехать в город Атырау. В 2012 году поехал туда. Я ничего не знал о том, что они планируют джихад в Сирию, даже свержение власти в нашей стране. О том, что они приглашали меня именно для этой цели, я узнал намного позже. Они мне говорили: «Это государство кафиров, перед нами поставлена цель – открыть войну против них, выйти на джихад, ты присоединяешься к нам?» Я, не задумываясь, согласился. Таким образом, я, получив задание – совершить джихад не в Сирии, а в Казахстане, отправился в Мангыстау… »

          Мы с ним встретились в исправительном учреждении ГМ 172/6 города Актау и побеседовали. Передо мной сидел небандит, не грабитель, не такфирист, не террорист который выступал против своей Родины, а парень с приветливым и добрым лицом, с открытым характером. Мы по его просьбе изменили его имя на Тумангали.

Сегодня слова Тумангали совсем изменились. Он говорит: «Салафизм, вакхабизм – не религия! Они никогда и не станут религией! Если ислам проповедует доброту, благосклонность, отзывчивость, то салафизм, наоборот, проповедует жестокость, злость, безгражданство, безбожие».

«Я один из тех идиотов, кто потерял веру в себя, заблудился в своей стае. Конечно, слава богу, что нашел обратную дорогу и вернулся к своей стае. Однако, я хочу рассказать вам о том, что произошло со мной, чтобы другие не совершили такой необдуманный поступок, – говорит он, продолжая

свой рассказ. – Я родился и вырос в Западном Казахстане. С малых лет любил драться и был драчуном. После окончания школы, рано началась моя уличная жизнь. Начал собирать вокруг себя таких же ребят.

  Создав группу ребят, бывало совершали бандитские нападения. Считая, что «защищаем от внешних врагов», заставляли торговцев на рынке платить нам налоги. Я не знаю своими действиями скольких людей притеснял, засталяя горько плакать, сколько людей проклинали меня. Одно только знаю, что по уши погрязь в грехах. Но тогда еще не знал, что в будущем совершу грех намного тяжелее, чем это. По совету близких людей я начал посещать пятничный намаз… Позже от людей мечети научился  читать намаз и начал читать ежедневный пятикратный намаз.

         Однажды я познакомился с парнями, которые ходили возле мечети. Они потянули меня к себе,считая близким человеком. Я тогда ничего не знал о религии, хотя читал намаз.Зная об этом, эти парни начали говорить мне о религии, предлагать проповеди.Они дали мне диск с проповедями Дарын, просили послушать. Позже предложили проповеди Халила, состоящие из 21 акида – урока, потом проповеди Сайда Бурятского. Через некоторое время сказали, что намаз, которую я читаю, неправильный, приводили свои доказательства. Народные традиции, обычаи считали заблуждениями. Из-за религиозного невежества, я им поверил. Позже они заставили меня поверить в то, что служители мечети, люди, которые придерживаются муфтията, Ханафи масхаба, все они заблудшиеся, безбожники, что «Казахстан- государство кафиров» Таким образом, через 2-3 месяца как начал читать намаз, я оказался в их рядах. Однако, не прекратил и свои уличные бандитские дела.Потому что «братья» убеждали меня в том, что, «у не мусульман шариатом разрешено отбирать скот, даже можно отрезать их головы, что, кто не читает намаз, все те, кто не нашего направления – кафиры.Они говорили, что «братья – мусульмане нуждаются в помощи», поэтому все заработанные деньги я отдавал им..»

          Не зря собирали деньги атырауские «братья» Тумангали. Впереди ждали террористические акты, которые содрогнули не только Казахстан, но и ближние и дальние страны.

В августе 2011 года были задержаны представители деструктивного религиозного течения, которые готовили теракт в городе Атырау. Один из первых терактов произошел в  городе Атырау 31 октября 2011 года.Прогремели два взрыва возле здания Атырауского акимата и прокуратуры, 24 – летний Б.Султангалиев взорвал сам себя.

В 2012 году 12 сентября были убиты 5 террористов, которые стреляли против полиции в поселке Кулсары, Жылыойского района, Атырауской области. А в ночь с 14 на 15 сентября неизвестные открыли огонь на полицейский пост города Атырау, вслед за этим было нападение на здание городского управления полиции. Через неделю 21 сентября на даче «Коктем» города Атырау была задержана преступная группа, участвовавшая в этом теракте. В ходе спецоперации 4 террориста, оказавшие сопротивление, были убиты. Это были атырауские вакхабисты, которые уговорили Тумангали,  дали задание  «совершить джихад не  в Сирии, а в Казахстане» и отправили его в Мангыстау.

         « В 2012 году один из «братьев» связался со мной и попросил на время сдать им пустующую мою квартиру и приехать мне в Атырау. Приехав в Атырау увидел, что те два парня,  которые меня пригласили, сбрили бороды. Сказали, что поступили так, потому что за ними идет слежка. Когда спросил о причине, сказали, что один из парней среди них взорвал сам себя бомбой, которую изготовил сам.

         Они мне говорили: «Это государство кафиров, перед нами поставлена цель – открыть войну против них, выйти на джихад, ты присоединяешься к нам?» Я, не задумываясь, согласился. Таким образом, я, получив задание – совершить джихад не в Сирии, а в Казахстане, отправился в Мангыстау… »

         Вернувшись на следующий день, узнал, что они попали в руки полицейских там, где скрывались, что была там стрельба и что ими были использованы самодельные бомбы.Из шести парней только один был задержан, а остальные пять умерли. Все участники терактов, которые происходили не там, а в других местах, были задержаны. Я тоже был среди них и был осужден на долгий срок,» – сказал Тумангали.        

В первое время отбывания срока Тумангали, не отступая от своих намерении, собирал вокруг себя осужденных салафистского взгляда, вел пропаганду и был их «лидером».

           «В тюрьму приходили специалисты – теологи, проводили встречи, вели объяснительную работу. Но я  их  считал кафирами, не прислушивался к их советам. Но однажды слова одного из теологов заставили меня глубоко задуматься. Он как на ладони перечислил все мои ошибки, которые я совершил, что и заставило признать мне свою ошибку.Хотя я внешне  не  признавал свою ошибку, но задумался.Конечно, не сразу я смог признать свою ошибку. Однако, «братья» вокруг меня почувствовали эти небольшие изменения во мне, злились, начали косо смотреть на меня, Они говорили: «Если ты свернешь с этого пути, будешь «тағұт» (заблудший,безбожник), за тобой пойдут другие «братья», которые здесь» и приложили все усилия, чтобы изменить мое мнение. Когда узнали, что я не собираюсь отступать от своего намерения, они стали пугать меня: «Если не отступишь, тебя не будет в живых». После этих слов я задумался. Меня начали мучать вопросы: «Где свобода, говорили же, что в религии нет насилия?» Да и раньше, находясь возле них своими глазами видел, что в их среде больше жестокости, злобы, чем доброты, тепла, отзывчивости…»

          Пока Тумангали раздумывался, его перевели в тюрьму другого города.Он по этапу сидел в тюрьмах Тараза, Астаны, Атбасара.

«В этих тюрьмах тоже состоялись встречи с теологами. Я часто слушал проповеди Армана Куанышбаева, Ерсин Амире, Ризабек Баттал, Кабылбек Алипбай и других проповедников муфтията. Особенно на меня оказал огромное влияние проповедь Ризабек Батталулы, когда он вопрос о вере объяснял, показывая на доске в виде линии. Я начал понимать, что действительно ошибся. Позже, разговаривая с теологом Абдулмалик, по – настоящему понял, что шел не по правильному пути, что ошибся я сам, а не мои предки.Это было в 2018 году. Прошло целых 6 лет, чтобы излечиться от болезни чуждого, ошибочного течения и вернуться к истинной религии своих предков. Только благодаря усилиям религиозных специалистов я понял, что здорово ошибся в своей жизни. Можно догадаться, что не так легко дается избавление от яда деструктивных течений…»

          По откровенному рассказу нашего героя видно, что он раскаивается в том, что был в вакхабистском течений. Он скучает по семье, по жене, по детям. Перед прощанием он сказал, что есть у него что сказать своим бывшим «сообщникам», которые находятся на свободе, вообще всей молодежи.

          «Мой краткий рассказ о своей прошлой жизни – это не воспоминания о прошлом. Братья и сестры! Я хочу вам сказать, что салафизм и вакхабизм – не религия! Это деструктивное религиозное течение с чуждыми целями и взглядами. Если ислам построен на доброте, благосклонности и отзывчивости, то салафизм, наоборот, построен на жестокости, злости, безгражданстве, безбожии. Этот путь, во- первых, разлучает от родных, близких,братьев, во- вторых, изолирует от общества, разлучает от нации, Родины. А любой человек без Родины, нации, родителей, родных никто ни в этом, ни в том мире! Не забывайте об этом! Мою ошибку не повторяйте!»  – сказал он на прощанье.

Мы поняли эти слова как надежда человека, заблудившегося по своей религиозной неграмотности, допустившего в своей жизни необдуманный проступок, но желающего в будущем вернуться к своей прошлой мирной, безмятежной жизни. Мы тоже надеемся, что исполнится его желание, да пусть будет так, как он хочет!

Ерзат ТУЛЕШУЛЫ,

теолог информационно – аналитического центра

по   вопросам религии управления Делами религии   

Мангыстауской области

 

Перевод  «Дүрбі»

 

 

 

 

Осы айдарда

error: Көшіруге болмайды!! Барлық құқығы қорғалған
Close